МБОУ "Юрьевская СШ"
Омская область, Павлоградский район, с.Юрьевка, ул. Центральная д.19
  • Управляющий совет школы

    Каждое утро наши дети и миллионы других российских детей идут в школу. В школе они проводят большую часть своей жизни. Все мы понимаем, что это время очень важно для детей. Как они чувствуют себя в школе? Какие отношения возникают у них с одноклассниками и с учителями? Интересно ли им учиться? Какие знания и на- выки они получат? Очевидно, что от ответов на эти вопросы и еще на множество по- добных вопросов зависит и настоящее наших детей, и развитие их личности, характера, и их будущее. А поскольку это время очень важно для детей, оно важно и для нас – для их пап и мам, бабушек и дедушек, для общества в целом. Насколько хорошо организована работа в школе, настолько комфортно чувствуют себя дети. Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не всем. И тогда зададим себе ключевой вопрос: а как мы («мы» в широком смысле слова, то есть те же мамы, папы, бабушки и дедушки, работники вузов и работодатели, шефы и помощники школы и т.д.) можем повлиять на то, как устроена жизнь и учеба наших детей в школе? И тут выявляется потрясающий парадокс. Поясним его на примерах-вопросах. – В школе идет учебный процесс. Можем ли мы повлиять на то, чему и как учат? – Ребенку поставили «тройку», хотя он убежден, что неправильно, да и родители видят, что он знает материал неплохо. Что мы можем сделать? – На ученика накричала учительница, и несправедливо. Как защитить ребенка? – Труд работников школы оплачивается согласно тарифам и ставкам. Можем ли мы повлиять на эти тарифы и ставки? Чтобы, скажем, хорошо работающий, лю- бимый детьми учитель получал достойную зарплату? – Из школы уходит на пенсию пожилой директор. Все родители (и тайком учителя) хотят, чтобы его преемником стал толковый и всем давно знакомый завуч, а на- чальство назначает совсем другого человека. Можем ли мы повлиять на реше- ние начальства? – Мы хотим иметь возможность ездить с детьми в субботу-воскресенье на дачу, а школа объявляет 6-дневную учебную неделю. Можем ли мы настоять на своем? Увы, на эти вопросы – и на десятки им подобных – в сегодняшней привычной модели массовой российской школы ответы отрицательные. «Не можем», «не знаем», «не имеем права», «не наш вопрос» и т.п. В чем же заключается тот удивительный парадокс, о котором сказано выше? Школа оказывает огромное влияние на жизнь наших детей, а мы относительно школы абсолютно бесправны. Каковы же реальные права родителей? Во-первых, можно жаловаться, если что-то происходит в школе скверно. Но эффек- тивность жалоб будет, как правило, зависеть исключительно от благорасположения тех, на кого вы жалуетесь. Во-вторых, остается неотъемлемое «последнее право», которое многие школьные администраторы формулируют весьма доходчиво: «не нравится наша школа – ваше право искать другую». Но какие гарантии, что «другая школа» будет лучше, чем «эта»? Гарантий нет. А наши права там будут иными, чем здесь? Да вроде нет. Будут теми же самыми, то есть никакими. Говоря более официальным языком, школа, оставаясь сугубо ведомственной, административно управляемой системой, оказывается отчужденной от общества. Но вовсе не обязательно, что так должно быть всегда и везде. Эта книга посвяще- на, по сути, тому, какой может быть иная система управления школой. В этой новой – и пока, увы, для нас очень непривычной системе – наряду с хорошо знакомыми фигура- ми директора, завуча, заведующего районо появляется новый внутришкольный орган власти – Управляющий совет. В Управляющий совет входят как представители государ- ства, образовательного ведомства, так и представители родительской, ученической, местной общественности. Вся книга будет посвящена описанию этого «объекта» – школьного Управляющего совета. Здесь скажем лишь, что Управляющий совет во множестве стран давно суще- ствует и является привычным и обязательным элементом школы и ее системы управ- ления. Более того, та схема управления, которая с советских времен кажется нам столь привычной и естественной – «гороно – районо – директор – завуч, и никого рядом» – вряд ли была бы сегодня понятна педагогам и родителям этих стран. И речь идет не только о развитых странах, таких, как Англия, США или страны Скан- динавии. Но и для России вопросы школьных Управляющих советов уже не являются сугубо теоретическими. В российских регионах уже не первый год идет внедрение этой модели. Честно скажем: конечно, Управляющий совет не является некой «волшебной палочкой», посредством которой можно решить все сегодняшние проблемы школы. Но в рамках Управляющего совета вы в вашей школе сможете принять решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников профилей обучения и части школьной программы; сможете влиять на распределение школьных денег и на перспективы развития вашей школы. Конечно, Управляющий совет не призван заменить директора, завучей и учите- лей школы – он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления школой. Опыт тех школ, где эта инициатива уже развивается, демонстриру- ет, что польза от Управляющего совета оказывается разносторонней: от такого Совета могут выиграть и школьные администраторы, и педагоги, и, что самое главное, ученики. Конечно, общий объем проблем, накопившихся в российской школе в целом и, возможно, в школе, где учатся ваши дети, велик, и в одночасье их все не решить. Но важно не только решение сегодняшних проблем, но и направление движения, путь, на который мы вместе встаем. Данная книга описывает во многом непривычные для нас этапы становления общественного участия в управлении школой. Надеемся, она ока- жется для вас не только интересной, но и полезной.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике